Вещи, которые мне понравились, оставили отпечаток на душе
- никогда не пропадают бесследно. Вновь и вновь они возникают как подарки,
пересекаются с моей жизнью...
Текущая вода, блеск стрекоз,неукротимое развертывание новых листьев, слова,
остановившие это
|
|
Первый раз я прочла хайку в рассказе о художнице Наде Рушевой. Училась
я тогда в художественной школе и все время мне попадались рассказы
о юных художниках, трагически рано уходящих из жизни. Надя рисовала
удивительные рисунки, иллюстрации к мифам и книгам. И вот там-то было
написано, как попала ей в руки книга - и короткие стихи потрясли ее.
И было приведено две цитаты. я запомнила их намертво и сразу. Не словами
- а образами. Одно я нашла и даже в нескольких переводах. "Мой"
из них был вот этот:
Крабик песчаный
Карабкается по ноге
Как вода прозрачна!
Почему-то в юности это было очень трагическое
трехстишие. Блики воды, бьющие по глазам. Ощущение крайнего одиночества.
То ли так оцепенел, что уже крабик не боится. То ли - он единственное
живое существо, которому есть до тебя дело...
|
Над водой целый день
ловит , ловит стрекоза
собственную тень
Именно этот перевод я помню. Хотя рифма- это глубоко
неправильно в хайку, но можно же нарушать правила, коли ты их знаешь?:)
Я в детстве просиживала часы у ручья - и так хорошо узнавала эту картинку:
стремительное сближение сверкающей стрекозы и ее темной тени - их совпадение
в момент прикасания к воде, взлет-расставание, снова полет навстречу...
И правда ловит:) А я ловила их, чтобы рассмотреть огромные фасеточные
глаза - а они кусали меня за палец. Больно, между прочим:)
|
У меня был роман, разворачивающийся по интернету. Он писал
мне хайку. Не успевала я отдышаться от одной - как точно, как удар в
сердце, следовала другая. Крошечное стихотворение, встававшее перед
моими глазами картиной, ощущением, не отпускало меня потом неделями.
Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде
(Это Басе.) Почему на коротких ножках? - Ах вот оно что!
Там,где она привыкла ходить по мелководью, стало глубоко. И бредет она
- такая смешная, коротконогая на палочках. И именно это создает ощущение
- как поднялась вода.Я так видела - поверхность воды - и коротко, близко
над ней - цапля, обычно возвышающаяся грациозно...
|
Хайку, которая сильнее всего прошла по моему сердцу, была:
Бесполезно, бесполезно
Сильный дождь
Идущий в море...
Что такое завязалось во мне с этим образом? Ощущения тоски,
когда ты повторяешь: бесполезно, бесполезно... Бессмысленный разговор
с собой вслух, обрывки, когда ходишь незряче по комнате или улице, не
видя никого, потираешь лоб и повторяешь: бесполезно, господи, все бесполезно...
Дождь в море вызывал воспоминание о слезах под дождем - непонятно -
ты ли плачешь или дождь катится по лицу. Даже просто дождевые потоки
на лице вызывают ощущение плача... А если плачешь сам? - Никто не видит
- и так льет дождь, скатываясь по намокшей челке, по глазам и щекам.
И представлять этот дождь - бьющий о поверхность моря - которому все
равно, этот дождь незаметен в огромном объеме воды. В нескольких сантиметрах
от поверхности его уже не существует, добавленная им вода ничтожно мала,
море вздыхает безразлично, а дождь идет. Вода касается воды - и дождь
пропал - его нет - нет напившихся трав, нет шумящих потоков вдоль тротуара
- вода прекращается водой, пропадает бесследно - бесполезно, бесполезно...
Он плачет, этот дождь - но море не заметит, равнодушная огромная равнина,
живущая глубиной. И нет людей, нет глаз, могущих это увидеть - там далеко
в море - нет свидетелей, могущих сказать, отметить - он был, этот дождь.Нет
ничего, отличающегося от двух этих вод, - ничего, что промокло бы, изменилось
- бесполезно, бесполезно...
Почему-то никто больше не испытывал таких чувств. Про
что это? - спрашивала я. Про то, как дождь нужен земледельцам - а он
идет не на полях - а над водой - и бесполезно пропадает то, что жизнено
важно им... Я была озадачена. Судьба земледельцев меня,оказывается,
не волновала...
Мое сегодняшнее изумление было: это не японская хайка.
Я помнила ее наизусть. Но не знала, кто автор. И вот оно - могущество
интернета. Запускаю поиск на строчки " сильный дождь , идущий в
море". И оказывается - это американское трехстишие. Автор его -
Джон Керуак.
Ну что же:) Я люблю Джона Керуака:)
|
Несколько хайку , которые мне так сильно нравились, оказывается,
были написаны одним человеком - и более того, это была женщина.
Поэтесса Тиё, рано овдовев и потеряв сына, стала монахиней. Она сочиняла
удивительные по простоте и выразительной прозрачности стихи.
За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца...
У соседа воды возьму!
Эта хайку для меня просто символ японского сознания. Красота
- не удел художников и аристократов - а необходимая, неотъемлемая составляющая
жизни. Все любуются цветением или полной луной. Не знаю, как там достают
воду, - но перед глазами моими стояла картина - бадья из плотно пригнанных
дощечек, темно серых от времени, возле колодца на траве, уронив коричневые
тяжелые звенья цепи - и вокруг - тонкий рисунок вьющегося побега, яркие
светлые вырезные листья на темном фоне - и распустившиеся белые грамофончики.
Оборвать это, сдернуть - рука не поднимается - и налюбовавшись - воду
пойдешь зачерпнуть у соседа... И сосед не удивится - и сочтет это уважаемой
причиной...
|
И еще ее же.
Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.
Белым по белому... Даже не могу объяснить - чем меня трогает
эта хайку. Крики здесь мне кажутся черной тушью другого измерения. Картина
- которой нет. Невидимые цапли рисуются только в твоем воображении -
ты представляешь изгиб их шей и длинные сламывающиеся при переступании
ноги. Вглядывание в слепящую белую поверхность - с точным знанием -
там цапли - только оттого, что это отмечено криками... Свежий - совсем
иной звук, совсем не тот, что был вчера - вдоль голой земли, сияние
нового снега...
|
Ой, не бейте муху!
Руки у нее дрожат...
Ноги у нее дрожат...
Это Исса, Кобаяси Исса. Не знаю - что там в подлиннике было:) У меня
всегда эта хайку вызывает смех. Муха - она такая наааглая на самом деле,
ходит, где ей вздумается, мало чего боится и нагло руки потирает прямо
тебе в лицо:) И ноги тоже:) Поэтому образ жалостливой, присевшей на
дрожащих ногах мухи - так неожиданно комичен. Руки у нее дрожат! ой-ой-ой
:)
Но мух я не бью. Отгоняю на волю.
|