читая хайку

Вещи, которые мне понравились, оставили отпечаток на душе - никогда не пропадают бесследно. Вновь и вновь они возникают как подарки, пересекаются с моей жизнью...
Текущая вода, блеск стрекоз,неукротимое развертывание новых листьев, слова, остановившие это

Первый раз я прочла хайку в рассказе о художнице Наде Рушевой. Училась я тогда в художественной школе и все время мне попадались рассказы о юных художниках, трагически рано уходящих из жизни. Надя рисовала удивительные рисунки, иллюстрации к мифам и книгам. И вот там-то было написано, как попала ей в руки книга - и короткие стихи потрясли ее. И было приведено две цитаты. я запомнила их намертво и сразу. Не словами - а образами. Одно я нашла и даже в нескольких переводах. "Мой" из них был вот этот:

Крабик песчаный
Карабкается по ноге
Как вода прозрачна!
Почему-то в юности это было очень трагическое трехстишие. Блики воды, бьющие по глазам. Ощущение крайнего одиночества. То ли так оцепенел, что уже крабик не боится. То ли - он единственное живое существо, которому есть до тебя дело...


Над водой целый день
ловит , ловит стрекоза
собственную тень

Именно этот перевод я помню. Хотя рифма- это глубоко неправильно в хайку, но можно же нарушать правила, коли ты их знаешь?:) Я в детстве просиживала часы у ручья - и так хорошо узнавала эту картинку: стремительное сближение сверкающей стрекозы и ее темной тени - их совпадение в момент прикасания к воде, взлет-расставание, снова полет навстречу... И правда ловит:) А я ловила их, чтобы рассмотреть огромные фасеточные глаза - а они кусали меня за палец. Больно, между прочим:)

 

У меня был роман, разворачивающийся по интернету. Он писал мне хайку. Не успевала я отдышаться от одной - как точно, как удар в сердце, следовала другая. Крошечное стихотворение, встававшее перед моими глазами картиной, ощущением, не отпускало меня потом неделями.

Как разлилась река!
Цапля бредет на коротких ножках
По колено в воде

(Это Басе.) Почему на коротких ножках? - Ах вот оно что! Там,где она привыкла ходить по мелководью, стало глубоко. И бредет она - такая смешная, коротконогая на палочках. И именно это создает ощущение - как поднялась вода.Я так видела - поверхность воды - и коротко, близко над ней - цапля, обычно возвышающаяся грациозно...

Хайку, которая сильнее всего прошла по моему сердцу, была:

Бесполезно, бесполезно
Сильный дождь
Идущий в море...

Что такое завязалось во мне с этим образом? Ощущения тоски, когда ты повторяешь: бесполезно, бесполезно... Бессмысленный разговор с собой вслух, обрывки, когда ходишь незряче по комнате или улице, не видя никого, потираешь лоб и повторяешь: бесполезно, господи, все бесполезно... Дождь в море вызывал воспоминание о слезах под дождем - непонятно - ты ли плачешь или дождь катится по лицу. Даже просто дождевые потоки на лице вызывают ощущение плача... А если плачешь сам? - Никто не видит - и так льет дождь, скатываясь по намокшей челке, по глазам и щекам. И представлять этот дождь - бьющий о поверхность моря - которому все равно, этот дождь незаметен в огромном объеме воды. В нескольких сантиметрах от поверхности его уже не существует, добавленная им вода ничтожно мала, море вздыхает безразлично, а дождь идет. Вода касается воды - и дождь пропал - его нет - нет напившихся трав, нет шумящих потоков вдоль тротуара - вода прекращается водой, пропадает бесследно - бесполезно, бесполезно... Он плачет, этот дождь - но море не заметит, равнодушная огромная равнина, живущая глубиной. И нет людей, нет глаз, могущих это увидеть - там далеко в море - нет свидетелей, могущих сказать, отметить - он был, этот дождь.Нет ничего, отличающегося от двух этих вод, - ничего, что промокло бы, изменилось - бесполезно, бесполезно...

Почему-то никто больше не испытывал таких чувств. Про что это? - спрашивала я. Про то, как дождь нужен земледельцам - а он идет не на полях - а над водой - и бесполезно пропадает то, что жизнено важно им... Я была озадачена. Судьба земледельцев меня,оказывается, не волновала...

Мое сегодняшнее изумление было: это не японская хайка. Я помнила ее наизусть. Но не знала, кто автор. И вот оно - могущество интернета. Запускаю поиск на строчки " сильный дождь , идущий в море". И оказывается - это американское трехстишие. Автор его - Джон Керуак.

Ну что же:) Я люблю Джона Керуака:)

 

Несколько хайку , которые мне так сильно нравились, оказывается, были написаны одним человеком - и более того, это была женщина.
Поэтесса Тиё, рано овдовев и потеряв сына, стала монахиней. Она сочиняла удивительные по простоте и выразительной прозрачности стихи.

За ночь вьюнок обвился
Вокруг бадьи моего колодца...
У соседа воды возьму!

Эта хайку для меня просто символ японского сознания. Красота - не удел художников и аристократов - а необходимая, неотъемлемая составляющая жизни. Все любуются цветением или полной луной. Не знаю, как там достают воду, - но перед глазами моими стояла картина - бадья из плотно пригнанных дощечек, темно серых от времени, возле колодца на траве, уронив коричневые тяжелые звенья цепи - и вокруг - тонкий рисунок вьющегося побега, яркие светлые вырезные листья на темном фоне - и распустившиеся белые грамофончики. Оборвать это, сдернуть - рука не поднимается - и налюбовавшись - воду пойдешь зачерпнуть у соседа... И сосед не удивится - и сочтет это уважаемой причиной...

 

И еще ее же.

Только их крики слышны...
Белые цапли невидимы
Утром на свежем снегу.

Белым по белому... Даже не могу объяснить - чем меня трогает эта хайку. Крики здесь мне кажутся черной тушью другого измерения. Картина - которой нет. Невидимые цапли рисуются только в твоем воображении - ты представляешь изгиб их шей и длинные сламывающиеся при переступании ноги. Вглядывание в слепящую белую поверхность - с точным знанием - там цапли - только оттого, что это отмечено криками... Свежий - совсем иной звук, совсем не тот, что был вчера - вдоль голой земли, сияние нового снега...

 

Ой, не бейте муху!
Руки у нее дрожат...
Ноги у нее дрожат...

Это Исса, Кобаяси Исса. Не знаю - что там в подлиннике было:) У меня всегда эта хайку вызывает смех. Муха - она такая наааглая на самом деле, ходит, где ей вздумается, мало чего боится и нагло руки потирает прямо тебе в лицо:) И ноги тоже:) Поэтому образ жалостливой, присевшей на дрожащих ногах мухи - так неожиданно комичен. Руки у нее дрожат! ой-ой-ой :)
Но мух я не бью. Отгоняю на волю.



Урок3. Пишем хайку

Хайку от друзей

Пришли мне свои хайку.
Fox

create@artifox.telekom.ru

<<<к оглавлению

artifox.telekom.ru©2002