глава третья |
Оно осколочек, остаток более длинного , пятистрочного - танка. Оно практически ни о чем. В нем нет метафор, нет рифм. Один вдох о жизни. |
||
|
||
Жизнь, увиденная непосредственно, остановленная в словах. Главное происходит потом, после последнего слога. Хайку расчитано на "ёдзё" - "послечувствование. Намек, абрис - и после слов ты дорисовываешь образ.
|
||
|
||
Тем более, в японском варианте нет глаголов, лишь сцепление существительных, названий, сложные асоциации, слова напоминают о других словах. Иероглиф состоит из частей, которые сами обозначают что-то - и их смыслы накладываюся, складываются, умножаются на смыслы основных слов. На первый взгляд хайку настолько просты и безыскусны - что можно подумать - и где здесь поэзия? Но если за поэзию считать не нагромождение эпитетов, а образ таинственным способом уловленной в слова жизни - то тогда хайку- чистая и беспримесная поэзия. Басе сказал ученику: "Хайку нельзя составлять из разных кусков, как ты это сделал.Его надо ковать, как золото". В хайку есть несколько поэтических принципов. Один из самых известных - "саби". " Саби" трудно переводимое понятие.Печаль одиночества,
заброшенность. Грусть, но грусть элегическая. Это не надрывная разудалая
тоска. |
||
|
||
Принцип "юген". Таинственность, скрытость, непроявленность. Загадка, оставленная читателю, возможность дорисовать. Ее символами часто выступают туман, ночь, пустынные жилища или места, отражения в воде. |
||
|
||
Киго. Упоминание слов, связанных с временем года. Иногда это прямые слова, иногда упоминание праздников. событий, предметов, связанных с тем или иным временем года.Поэтому нередко в сборниках хайку подразделяются на сезоны. ( Нам сейчас трудно угадать - что за сезон подразумевался. А если заглянуть в комментарии, они иногда больше самого стихотворения в несколько раз:) Листья чая, нежные и свежие, срывали весной. ) |
||
|
||
В старой Японии, в годы расцвета этого искусства, хайку писали все. Монахи и ремесленники, аристократы и крестьяне. Подарить хайку в благодарность за гостеприимство; оставить на дверях дома, отправляясь в путешествие; устроить соревнование, собравшись компанией; откликнуться на событие - поэзия присутствовала повсюду. И это всеобщее поле, в котором не надо было договаривать до конца, где достаточно намека, начала линии - и образ вставал перед глазами слущшателей или читателей. Мне очень нравится история про Басе, путешествующего в одиночестве. | ||
|
|
||||
А теперь напишем хайку. Правила будем нарушать? Басе сказал: выучи правила. потом можешь их забыть. Итак, кое-какие правила. В трех строках должно быть 17 слогов: 5-7-5. Это можно нарушать смело. Разные языки требуют разного употребления. В родном японском практически одни существительные. В русском не обойтись без глаголов. Даже переводчики классических хайку не могут без них. Но вот от цветистых красивостей придется отказаться. Ощущение должно быть непосредственности и сиюминутности. Хайку не должно звучать сквозным законченным предложением. Это всегда предложение и обрывок, кусочек. Можно делить : две первых строки - фраза, третья - обрывок. Или первая - словосочетание, а вторая и третья - фраза.
Хайку нельзя вымучивать. Она должна быть результатом момента пронзительного видения мира, какого-то удара по сердцу. И передать этот удар, эту вспышку странно ясного видения нужно минимумом средств, столкнуть слова так - чтобы картина длилась за пределы строчек и договаривалась без слов. Какие средства у нас есть для этого? Сравнение. Сталкивание двух образов, разных и может далеких - в результате которого возникает образ сходства между ними, разделения ими общих признаков. Контраст. Образы сталкиваются, оттеняя друг друга.
Какой темной и резкой кажется эта тень, когда представляешь себе всю яркость светящей в чистом небе луны... Ассоциации. Дзенский принцип - все в одном. Строки наводят на мысль о чем-то ином, схожем, вызывающим похожие чувства. Укрупнение взгляда (или наоборот). Как съемка камерой - общий план, затем крупный и следом - близкий взгляд. Смотрите как это вошло в три строки:
Не надо вымучивать выполнение какого-либо из этих принципов. Главное, все же естественность и непосредственность. И чтобы образ длился за пределы трех строк, как звук колокольчика, уже недвижимого, уже неударяемого... Можешь написать свой маленький цикл: весна-лето-осень-зима
|
||||
Это я, внезапно вдохновленная идеей,сама попробовала:) |
Найди любую книгу хайку. Читай ее медленно. Не как историю, стремящуюся к завершению. Читай по одному трехстишию за один раз. Представь, все что прячется за словами, все смыслы, все ассоциации. Можешь рассказать кому-нибудь все твое понимание одного маленького стихотворения. Можешь написать маленькое эссе. Дерево расходящихся смыслов. Выучи наизусть по одному трехстишию из известных поэтов.
|
Пришли
мне свои хайку. Здесь можешь прочесть
то, что уже прислали. |
|
http://www.ahapoetry.com/haiku.htm
Форум по хайку.На английском http://www.home.ru/japan/haiku.htm Хайку на русском знаменитых поэтов http://haiku.ru/frog/classic.htm Известные и менее известные классики http://graf-mur.holm.ru/cgi-bin/zbook/zbook.pl?hokku современные хайку на русском |
подарочек:) |
artifox.telekom.ru©2002
|