Всякие вступления

Приношу извинения всем, кому уже сто лет обещала написать про маленький дзенский садик:)

Итак. Я люблю Японию нежной художественной любовью. Весь восток я люблю и любила всегда, но к Японии начинаю испытывать все более нежные чувства. Никогда не видела, чтобы целый народ в повседневной ежедневной жизни был так безупречен эстетически.

У К. где-то есть фраза про то, какую разукрашенную игрушку сделали в Японии из сурового китайского чаня... Не знаю, как именно чань - но во всем остальном - с точностью до наоборот. Японцы всегда считали себя неотесанными и недостаточно тонкими по сравнению с Китаем. Изысканные дамы цитировали старинные китайские стихи, когда хотели произвести впечатление на поклонников, китайские ткани и одежды считались великолепнее, утонченнее и роскошнее, чем японские, то же относилось и к посуде и утвари... Японцы взирали на Китай , как мы на Париж примерно...

Но при всем влиянии Китая Япония свою эстетику развивала совершенно по другому пути. Китай - это изнурительное узорочье, это вызывающая восторг изощренность мастеров. Символ китайской изощренности для меня- это резные шары. У нас в музее восточных искусств есть образчики. Представьте (кто не видел) - 12 шаров, вернее сфер, покрытых сложнейшей ажурной ( то есть со сквозными дырочками) резьбой - они помещены друг в друга. Сквозь вращающиеся шарики можно видеть более глубокие - в эти дырочки. Весь фокус в том , что все это вырезано из цельного куска слоновой кости... А вы думаете выражение "китайский труд" появилось на пустом месте?

Еда китайская и японская тоже исходит из противоположных принципов. Главный принцип китайской кухни - чтобы вы не догадались, из чего это сделано. Поэтому мясо будет выглядеть как карамель, ожидаешь сладкого - это окажется острым , и основное, чего от тебя ждут - это потрясения от изощренности повара... Японская еда абсолютно бесхитростна. Рис оказывается рисом, а рыба - рыбой, причем даже не вареной. Но с какой красотой и изяществом все это аранжировано! Про суши я могу спеть просто оперу:) но как-нибудь в другой раз.

Кстати - самый простой способ самим убедиться наглядно в разнице эстетик - сравните, как одеты герои любого куросавовского фильма - и как герои Тигра и Дракона. В ТиД - костюмы изукрашены ленточками и каймами, и те все вышиты бесконечными розово-зелеными розочками, везде шнурочки, бантики. Все, что сейчас мы видим на китайских рынках, - это не сиюминутная безвкусица - это просто вековое умение все изукрашивать и узорить, это их природный стиль.

А что в самурайских-императорских фильмах? Я лично сижу с открытым ртом (муж потом сюжет расскажет) глядя на движения кимоно, кожаные доспехи , шлемы, мечи, ширмочки, крохотные столики для каллиграфии. Простота и безупречность. Даже затканные узорами кимоно, даже хитросплетение пластин и шнуров в доспехах не кажутся переусложненными - это такая безупречность - ну не могут они сделать некрасиво...

Уже близко...

Так вот. Зная мою любовь к Японии, муж все время покупает мне какие-то вещички из их жизни. И однажды он подарил мне коробочку, на которой было написано: маленький дзенский садик. А там оказался:)) маленький дзенский садик:)) Нечего и говорить, как я его полюбила - когда сделала:) Только муж от компа гонял - засыплешь клавиатуру своим песком - самой же плохо будет... В коробочке было все для садика, да ещЈ книжечка "Дзенские сады камней". Каждая глава начиналась китайским иероглифом для слов: тао, бегущаяя вода, энергия и дзен.

Что было в книжечке:

Теперь переведу про сады из моей книжечки.

Эпиграф:
Небеса, земля и я - у нас у всех одни корни.
Вещи, которым десять тысяч лет и я
- сделаны из одного и того же.
Мастер Дзен Соджо (384-414 гг)

 

В течении столетий японцы культивировали все виды садов: изысканные и живописные, спокойные и расслабляющие, мощные и напряженные. Японские острова, заросшие цветущими растениями, такими как азалии и хризантемы и величественными кедрами и пихтами, - сами настоящие сады за пределами перенаселенных современных городов. Необычная любовь к природе, просто культ природы , приводят к тому, что японцы ценят натуральную красоту - и это становится характерной чертой всей культуры. Японцы известны своими ежегодными паломничествами для любования первым цветением вишни, знамениты любовью к крохотным деревцам (бонсай) и аранжировке цветов (икебана).

Японский термин для понятий умиротворенность, эстетика и "наблюдение" ( за чем-нибудь прекрасным) - это Yugen, что также означает достижение внутренней гармонии. Великий исследователь дзен Д.Т. Сузуки выдвинул идею, что эта врожденная любовь к природе как-то связана с горой Фуджи, которая воспринимается как воплощение одновременно красоты и величественной суровой простоты на главном острове Японии.

Потухший вулкан сегодня, когда-то Фуджи представляла собой угрозу безжалостного разрушения землям и людям. И все же великий художник Хокусай (1760-1849) создал сотни гравюр Фуджи с различных точек зрания и в разные времена года. На одной из гравюр некогда неистовая гора видна сквозь рисунок паутины.

Ясно, что что-то в японской душе любит выделять, обособлять основные природные элементы, чтобы стимулировать отклик в человеческой душе.
И дзенский сад камней - это пример такого выделения основных элементов. То, что мы видим - полностью неожиданно, никакой прежний "садовый" опыт не может подготовить нас к тому, что мы встретим. Даже само слово "сад" - не совсем подходящий термин, для этих созданий почти из другого мира. Они не соответствуют ни одному нашему культурному контексту и могут просто противоречить нашим предубеждениям о том, что такое сад - похожая ситуация с современным искусством.

Дзенские сады камней расположены рядом с дзенскими монастырями, во внутренних двориках либо рядом с ландшафтными садами. В дзенском саде привычные тропинки и растительность заменяются на строгий прямоугольник разровненного граблями гравия, камнями и открытым пространством. Гравий обычно белый или серый и причесан длинными, совершенно ровными рядами, волнистыми узорами либо концентрическими кругами вокруг камней.
Камни различных оттенков темно-серого, черного и зеленовато-черного и структурно выделяются на ровном гравии. Строгость и аскетизм этих суровых камней создает чувство космической безграничности - чего нельзя достичь ни в одном другом саде.

Первое впечатление от дзенского сада камней - одновременно умиротворяющее и шокирующее. В обычной жизни набрести на такой сад - это прорваться сквозь материальную реальность в почти мертвую неподвижность более значительной реальности. Будто внезапно переносит вас в черно-белый сад из мира цвета.

Все это - сад камней, по-японски именуемый "каре-сансуй" ( иссохший, изнуренный пейзаж). В этот сад нельзя войти в привычном нам смысле, они предназначены для созерцания. Воплощая дзен-буддисткое желание уйти из жизни в этом мире с целью обнаружить нашу подлинную суть, дзенский сад одновременно обезоруживает и делает нас сильными.

Они настолько отличаются от остальных садов, к которым мы привыкли, что наши привычные реакции уступают место другим, более глубинным. Мрачный внешний вид сада камней отдается эхом в интенсивных духовных поисках. Многие сады камней являются местом для длительных дзенских медитаций - в некоторых даже есть плоские камни, чтобы сидеть в медитации.

Освобожденные от привычных элементов сада - таких как растения и деревья, сады камней предоставляют совершенный фон для освобождения от пустого внутреннего шума и видения мира новыми глазами. Эти сады - средство открыть источник и силу нашей человеческой сущности, которая согласно учению дзен является уравновешенной, спокойной, искренней и способной взглянуть на все в жизни с безупречным самообладанием.

Опыт созерцательности в дзен направлен на пробуждение изначальной сознательности, скрытой внутри нас, что позволяет совершеть любые духовные шаги - большие или маленькие. Сад камней кажется одновременно интимным и отдаленным. Их называли "ментальными садами" или "садами сознания". Они связаны с отчетливым, ясным внутренним постижением , которое ассоциируется с учением дзен, когда мир на миг переворачивается полностью и мгновенно вспыхивает ясное понимание загадок жизни.

Наконец про сам садик:)

А теперь о самом личном дзенском садике. Можно сделать его в подарок любимому человеку - или себе, любимому:)

Идея миниатюризации в Европе, например, всегда несла за собой ощущение несерьезности, игрушечности, баловства. В Японии же за этим стоит идея оражения вселенной в самом крошечном ее кусочке. Маленькое дерево - это символ деревьев вообще. Наш садик будет крошечным осколком, отражающим всю ту же созерцательную суть.

Первое что понадобится - это коробочка. Это может быть крышка от коробки с украшениями, часами . Главное - она должна быть прочной, из толстого картона. Конфетные коробки слишком тонкие, а сами они слишком большие. Моя коробочка 6см на 7,5 см и полтора см высотой. Вот примерно такие - до 10 см коробочки лучше всего. Лучше, чтобы она была картонной или деревянной, может быть керамической. Пластмасса и металл, понятное дело, подходят хуже. Моя коробочка оклеена черным, но любой нейтральный цвет подойдет. Помните сад камней - удел монастырей а не ярмарок:)

Если вам не удалось найти такую коробку дома, обшарив ящики с игрушками у детей и кухонные полки у жены, перевернув свои ящики с косметикой и бижутерией - сделайте набег на друзей. Я, например, известна своей паталогической любовью к коробочкам - и никогда их на выкидываю. А друзья дарят мне сладости иногда только из-за упаковки:) Если после всего этого вы не нашли и не купили ненужную фигню типа роллекса только из-за подходящей коробочки - дайте мне знать - я напишу отдельный курс выживания юного детсадовца по изготовлению картонных коробочек.:)

Коробочка есть. Теперь нужно раздобыть песок. У нас миниатюра, поэтому не будем засыпать серый строительный гравий:) Песок нужен мелкий, равномерный и одноцветный. Идеально подходит песок из песочных часов:) Так что, если вы сторожите подходящий склад, имитируйте налет, придушите себя эфиром, но предварительно набейте штук десять этих склянок и ссыпьте песок из них в пакетик.

Если нет - выводим себя на улицу. Если вы живете рядом с морем - то вам повезло:) зачерпывайте горсть - и домой! Если нет - вам придется добраться до реки с аналогичной целью. Если дзенские подвиги вас не привлекают и вы ищете легких путей - посетите ближайшую стройку или обездольте детей и кошек в вашем дворе, зачерпнув из песочницы.

Песка нужно немного - всего горсть-две. Не торопитесь сыпать его в коробку. Если это не морской берег, то он довольно грязный, а кроме того им пользовались для разнообразных целей, не всегда вполне безопасных с точки зрения здоровья. Положите его в маленький тазик, добавьте немного порошка и промойте. Частицы земли и глины будут подниматься во взболтанной воде - отмучиваться:) сливайте воду до тех пор, пока она не станет совершенно прозрачной.

Далее - если вы уверены в стерильности своего песка - рассыпьте его на газетку и дайте высохнуть. Если не уверены ( а я вам рекомендую перестраховаться) - возьмите старую ненужную сковороду или противень и прокалите песок на огне, пока не высохнет. (если вас обуяла жадность и вы приволокли песок в промышленных масштабах, заработав при этом радикулит, сшейте мешок из плотной ткани и остаток нагретого песка насыпьте туда - дивное прогревательное средство - как говорили древние врачи - лечим подобное - подобным:)

О! забыла одну процедуру. После прокаливания или просушки надо просеять песок сквозь металлический сетчатый дуршлаг или сито. Камушки и крупные куски удалятся. Помните - нам нужен как можно более мелкий и однородный песок.

Песок готов. Теперь самая духовная часть. (можно выполнять ее одновременно с предыдущими поисками).
Вам надо найти СВОИ КАМНИ.
Японцы один-единственный ищут всю жизнь, а у них при этом еще и ярмарки специальные есть. Нам повезло меньше. Но у нас чего-только по стране не валяется.

Камни нам нужны небольшие, даже маленькие. Впечатление должно быть космическим - а не коробки с конфетами. У меня три черных камушка, слоистых - как бы остатков лавы, не гладких голышей - а сложных и морщинистых. Обкатанные голыши, конечно, тоже можно - но вид у сада будет унылый. Итак - ищем под ногами, на берегу и в магазинах бриллиантов непростые сложной формы три камня. Вы должны ощутить их как свои. При размере ориентируйтесь на ногти и пальцы - вот примерно такого масштаба. Бывают иногда такие куриные боги - камни с дырочками - может у вас даже заныкан такой - он может стать частью коллекции. Лучше если они будут вертикально ориентированы - такие утесики. Такие создают больше контраста с поверхностью.

Нашли? Поздравляю. А теперь сложная часть программы.Песок насыпаем ровным слоем в коробку. Не до краев. Воот - нам понадобятся грабельки. У меня крошечные деревянные грабельки. Чем их можно заменить? Попробуйте найти расческу с редкими зубьями. Если не найдете - выломайте через один. Отпилите или отломайте (и аккуратно заточите облом) кусочок расчески. Кусочек должен быть примерно 2 см, с 4-мя зубцами на расстоянии 5 мм друг от друга. Тонкие зубья не годятся - след от них будет засыпаться. Если нужно - сточите острые концы, чтобы остались лопаточки. Вообще лучше всего, чтобы у грабелек была ручка длинная. Обломком расчески вам будет не очень удобно маневрировать. Можно проверить на годность вилку. Или закупить всяких одноразовых вилок и тренироваться на них. Не делайте ваше орудие слишком широким - у вас будет меньше возможностей для узоров. Три зуба тоже пойдут.

Совершенно завораживающее занятие - расчесывайте ваш песок. Сначала просто параллельными ровными полосами. Потом волнами. Потом потренируйтесь делать круги (один конец грабель держите недвижно - а другим описывайте круг.) Полукруги - у стенки. Сложные узоры типа плетения - кусочек в одну сторону прочесать , кусочек в перпендикулярном направлении. Сложную смесь прямых, перпендикулярных им волн и поверх кругов. Можно конечно и шариковой ручкой это делать... но смысл в одновременном проведении параллельных полос.

Теперь философская заключительная часть. Расставьте свои камни, как вам душа велит. Очень хорошо они смотрятся в центре окружностей. Камни должны быть разного размера. Если у вас три камня - совершенно неизбежно вы поставите их треугольником. Не тратьте время на другие фигуры.:)

(лирическое отступление: я очень люблю писать инструкции - даже самой себе:) и все мои инструкции оканчиваются пунктом пятым - как-то так получается - что он все время пятый:))
"Пункт пятый". Отбежать и любоваться! Если вам кажется , что вы сверху смотрите на марсианский пейзаж - вы на верном пути.