Всякие вступления
Приношу извинения всем, кому уже сто лет
обещала написать про маленький дзенский садик:)
Итак. Я люблю Японию нежной художественной
любовью. Весь восток я люблю и любила всегда, но к Японии
начинаю испытывать все более нежные чувства. Никогда не
видела, чтобы целый народ в повседневной ежедневной жизни
был так безупречен эстетически.
У К. где-то есть фраза про то, какую разукрашенную
игрушку сделали в Японии из сурового китайского чаня...
Не знаю, как именно чань - но во всем остальном - с точностью
до наоборот. Японцы всегда считали себя неотесанными и
недостаточно тонкими по сравнению с Китаем. Изысканные
дамы цитировали старинные китайские стихи, когда хотели
произвести впечатление на поклонников, китайские ткани
и одежды считались великолепнее, утонченнее и роскошнее,
чем японские, то же относилось и к посуде и утвари...
Японцы взирали на Китай , как мы на Париж примерно...
Но при всем влиянии Китая Япония свою эстетику
развивала совершенно по другому пути. Китай - это изнурительное
узорочье, это вызывающая восторг изощренность мастеров.
Символ китайской изощренности для меня- это резные шары.
У нас в музее восточных искусств есть образчики. Представьте
(кто не видел) - 12 шаров, вернее сфер, покрытых сложнейшей
ажурной ( то есть со сквозными дырочками) резьбой - они
помещены друг в друга. Сквозь вращающиеся шарики можно
видеть более глубокие - в эти дырочки. Весь фокус в том
, что все это вырезано из цельного куска слоновой кости...
А вы думаете выражение "китайский труд" появилось на пустом
месте?
Еда китайская и
японская тоже исходит из противоположных принципов. Главный
принцип китайской кухни - чтобы вы не догадались, из чего
это сделано. Поэтому мясо будет выглядеть как карамель,
ожидаешь сладкого - это окажется острым , и основное,
чего от тебя ждут - это потрясения от изощренности
повара... Японская еда абсолютно бесхитростна. Рис оказывается
рисом, а рыба - рыбой, причем даже не вареной. Но с какой
красотой и изяществом все это аранжировано! Про суши я
могу спеть просто оперу:) но как-нибудь в другой раз.
Кстати - самый простой способ самим убедиться
наглядно в разнице эстетик - сравните, как одеты герои
любого куросавовского фильма - и как герои Тигра и Дракона.
В ТиД - костюмы изукрашены ленточками и каймами, и те
все вышиты бесконечными розово-зелеными розочками, везде
шнурочки, бантики. Все, что сейчас мы видим на китайских
рынках, - это не сиюминутная безвкусица - это просто вековое
умение все изукрашивать и узорить, это их природный стиль.
А что в самурайских-императорских фильмах?
Я лично сижу с открытым ртом (муж потом сюжет расскажет)
глядя на движения кимоно, кожаные доспехи , шлемы, мечи,
ширмочки, крохотные столики для каллиграфии. Простота
и безупречность. Даже затканные узорами кимоно, даже хитросплетение
пластин и шнуров в доспехах не кажутся переусложненными
- это такая безупречность - ну не могут они сделать некрасиво...
Уже близко...
Так вот. Зная мою любовь
к Японии, муж все время покупает мне какие-то вещички
из их жизни. И однажды он подарил мне коробочку, на которой
было написано: маленький дзенский садик. А там оказался:))
маленький дзенский садик:)) Нечего и говорить, как я его
полюбила - когда сделала:) Только муж от компа гонял -
засыплешь клавиатуру своим песком - самой же плохо будет...
В коробочке было все для садика, да ещЈ книжечка "Дзенские
сады камней". Каждая глава начиналась китайским иероглифом
для слов: тао, бегущаяя вода, энергия и дзен.
Что было в книжечке:
Теперь переведу про сады из моей книжечки.
В течении столетий японцы культивировали
все виды садов: изысканные и живописные, спокойные и расслабляющие,
мощные и напряженные. Японские острова, заросшие цветущими
растениями, такими как азалии и хризантемы и величественными
кедрами и пихтами, - сами настоящие сады за пределами
перенаселенных современных городов. Необычная любовь к
природе, просто культ природы , приводят к тому, что японцы
ценят натуральную красоту - и это становится характерной
чертой всей культуры. Японцы известны своими ежегодными
паломничествами для любования первым цветением вишни,
знамениты любовью к крохотным деревцам (бонсай) и аранжировке
цветов (икебана).
Японский термин для понятий умиротворенность,
эстетика и "наблюдение" ( за чем-нибудь прекрасным) -
это Yugen, что также означает достижение внутренней гармонии.
Великий исследователь дзен Д.Т. Сузуки выдвинул идею,
что эта врожденная любовь к природе как-то связана с горой
Фуджи, которая воспринимается как воплощение одновременно
красоты и величественной суровой простоты на главном острове
Японии.
Потухший вулкан сегодня, когда-то Фуджи
представляла собой угрозу безжалостного разрушения землям
и людям. И все же великий художник Хокусай (1760-1849)
создал сотни гравюр Фуджи с различных точек зрания и в
разные времена года. На одной из гравюр некогда неистовая
гора видна сквозь рисунок паутины.
Ясно, что что-то в японской душе любит выделять,
обособлять основные природные элементы, чтобы стимулировать
отклик в человеческой душе.
И дзенский сад камней - это пример такого выделения основных
элементов. То, что мы видим - полностью неожиданно, никакой
прежний "садовый" опыт не может подготовить нас к тому,
что мы встретим. Даже само слово "сад" - не совсем подходящий
термин, для этих созданий почти из другого мира. Они не
соответствуют ни одному нашему культурному контексту и
могут просто противоречить нашим предубеждениям о том,
что такое сад - похожая ситуация с современным искусством.
Дзенские сады камней расположены рядом с
дзенскими монастырями, во внутренних двориках либо рядом
с ландшафтными садами. В дзенском саде привычные тропинки
и растительность заменяются на строгий прямоугольник разровненного
граблями гравия, камнями и открытым пространством. Гравий
обычно белый или серый и причесан длинными, совершенно
ровными рядами, волнистыми узорами либо концентрическими
кругами вокруг камней.
Камни различных оттенков темно-серого, черного и зеленовато-черного
и структурно выделяются на ровном гравии. Строгость и
аскетизм этих суровых камней создает чувство космической
безграничности - чего нельзя достичь ни в одном другом
саде.
Первое впечатление от дзенского сада камней
- одновременно умиротворяющее и шокирующее. В обычной
жизни набрести на такой сад - это прорваться сквозь материальную
реальность в почти мертвую неподвижность более значительной
реальности. Будто внезапно переносит вас в черно-белый
сад из мира цвета.
Все это - сад камней, по-японски именуемый
"каре-сансуй" ( иссохший, изнуренный пейзаж). В этот сад
нельзя войти в привычном нам смысле, они предназначены
для созерцания. Воплощая дзен-буддисткое желание уйти
из жизни в этом мире с целью обнаружить нашу подлинную
суть, дзенский сад одновременно обезоруживает и делает
нас сильными.
Они настолько отличаются от остальных садов,
к которым мы привыкли, что наши привычные реакции уступают
место другим, более глубинным. Мрачный внешний вид сада
камней отдается эхом в интенсивных духовных поисках. Многие
сады камней являются местом для длительных дзенских медитаций
- в некоторых даже есть плоские камни, чтобы сидеть в
медитации.
Освобожденные от привычных элементов сада
- таких как растения и деревья, сады камней предоставляют
совершенный фон для освобождения от пустого внутреннего
шума и видения мира новыми глазами. Эти сады - средство
открыть источник и силу нашей человеческой сущности, которая
согласно учению дзен является уравновешенной, спокойной,
искренней и способной взглянуть на все в жизни с безупречным
самообладанием.
Опыт созерцательности в дзен направлен на
пробуждение изначальной сознательности, скрытой внутри
нас, что позволяет совершеть любые духовные шаги - большие
или маленькие. Сад камней кажется одновременно интимным
и отдаленным. Их называли "ментальными садами" или "садами
сознания". Они связаны с отчетливым, ясным внутренним
постижением , которое ассоциируется с учением дзен, когда
мир на миг переворачивается полностью и мгновенно вспыхивает
ясное понимание загадок жизни.
Наконец про сам
садик:)
А теперь о самом личном дзенском садике.
Можно сделать его в подарок любимому человеку - или себе,
любимому:)
Идея миниатюризации в Европе, например,
всегда несла за собой ощущение несерьезности, игрушечности,
баловства. В Японии же за этим стоит идея оражения вселенной
в самом крошечном ее кусочке. Маленькое дерево - это символ
деревьев вообще. Наш садик будет крошечным осколком, отражающим
всю ту же созерцательную суть.
Первое что понадобится - это коробочка.
Это может быть крышка от коробки с украшениями, часами
. Главное - она должна быть прочной, из толстого картона.
Конфетные коробки слишком тонкие, а сами они слишком большие.
Моя коробочка 6см на 7,5 см и полтора см высотой. Вот
примерно такие - до 10 см коробочки лучше всего. Лучше,
чтобы она была картонной или деревянной, может быть керамической.
Пластмасса и металл, понятное дело, подходят хуже. Моя
коробочка оклеена черным, но любой нейтральный цвет подойдет.
Помните сад камней - удел монастырей а не ярмарок:)
Если вам не удалось найти такую коробку
дома, обшарив ящики с игрушками у детей и кухонные полки
у жены, перевернув свои ящики с косметикой и бижутерией
- сделайте набег на друзей. Я, например, известна своей
паталогической любовью к коробочкам - и никогда их на
выкидываю. А друзья дарят мне сладости иногда только из-за
упаковки:) Если после всего этого вы не нашли и не купили
ненужную фигню типа роллекса только из-за подходящей коробочки
- дайте мне знать - я напишу отдельный курс выживания
юного детсадовца по изготовлению картонных коробочек.:)
Коробочка есть. Теперь нужно раздобыть
песок. У нас миниатюра, поэтому не будем засыпать серый
строительный гравий:) Песок нужен мелкий, равномерный
и одноцветный. Идеально подходит песок из песочных часов:)
Так что, если вы сторожите подходящий склад, имитируйте
налет, придушите себя эфиром, но предварительно набейте
штук десять этих склянок и ссыпьте песок из них в пакетик.
Если нет - выводим себя на улицу. Если вы
живете рядом с морем - то вам повезло:) зачерпывайте горсть
- и домой! Если нет - вам придется добраться до реки с
аналогичной целью. Если дзенские подвиги вас не привлекают
и вы ищете легких путей - посетите ближайшую стройку или
обездольте детей и кошек в вашем дворе, зачерпнув из песочницы.
Песка нужно немного - всего горсть-две.
Не торопитесь сыпать его в коробку. Если это не морской
берег, то он довольно грязный, а кроме того им пользовались
для разнообразных целей, не всегда вполне безопасных с
точки зрения здоровья. Положите его в маленький тазик,
добавьте немного порошка и промойте. Частицы земли и глины
будут подниматься во взболтанной воде - отмучиваться:)
сливайте воду до тех пор, пока она не станет совершенно
прозрачной.
Далее - если вы уверены в стерильности своего
песка - рассыпьте его на газетку и дайте высохнуть. Если
не уверены ( а я вам рекомендую перестраховаться) - возьмите
старую ненужную сковороду или противень и прокалите песок
на огне, пока не высохнет. (если вас обуяла жадность и
вы приволокли песок в промышленных масштабах, заработав
при этом радикулит, сшейте мешок из плотной ткани и остаток
нагретого песка насыпьте туда - дивное прогревательное
средство - как говорили древние врачи - лечим подобное
- подобным:)
О! забыла одну процедуру. После прокаливания
или просушки надо просеять песок сквозь металлический
сетчатый дуршлаг или сито. Камушки и крупные куски удалятся.
Помните - нам нужен как можно более мелкий и однородный
песок.
Песок готов. Теперь самая духовная часть.
(можно выполнять ее одновременно с предыдущими поисками).
Вам надо найти СВОИ КАМНИ.
Японцы один-единственный ищут всю жизнь, а у них при этом
еще и ярмарки специальные есть. Нам повезло меньше. Но
у нас чего-только по стране не валяется.
Камни нам нужны небольшие, даже маленькие.
Впечатление должно быть космическим - а не коробки с конфетами.
У меня три черных камушка, слоистых - как бы остатков
лавы, не гладких голышей - а сложных и морщинистых. Обкатанные
голыши, конечно, тоже можно - но вид у сада будет унылый.
Итак - ищем под ногами, на берегу и в магазинах бриллиантов
непростые сложной формы три камня. Вы должны ощутить их
как свои. При размере ориентируйтесь на ногти и пальцы
- вот примерно такого масштаба. Бывают иногда такие куриные
боги - камни с дырочками - может у вас даже заныкан такой
- он может стать частью коллекции. Лучше если они будут
вертикально ориентированы - такие утесики. Такие создают
больше контраста с поверхностью.
Нашли? Поздравляю. А теперь сложная часть
программы.Песок насыпаем ровным слоем в коробку. Не до
краев. Воот - нам понадобятся грабельки. У меня крошечные
деревянные грабельки. Чем их можно заменить? Попробуйте
найти расческу с редкими зубьями. Если не найдете - выломайте
через один. Отпилите или отломайте (и аккуратно заточите
облом) кусочок расчески. Кусочек должен быть примерно
2 см, с 4-мя зубцами на расстоянии 5 мм друг от друга.
Тонкие зубья не годятся - след от них будет засыпаться.
Если нужно - сточите острые концы, чтобы остались лопаточки.
Вообще лучше всего, чтобы у грабелек была ручка длинная.
Обломком расчески вам будет не очень удобно маневрировать.
Можно проверить на годность вилку. Или закупить всяких
одноразовых вилок и тренироваться на них. Не делайте ваше
орудие слишком широким - у вас будет меньше возможностей
для узоров. Три зуба тоже пойдут.
Совершенно завораживающее занятие - расчесывайте
ваш песок. Сначала просто параллельными ровными полосами.
Потом волнами. Потом потренируйтесь делать круги (один
конец грабель держите недвижно - а другим описывайте круг.)
Полукруги - у стенки. Сложные узоры типа плетения - кусочек
в одну сторону прочесать , кусочек в перпендикулярном
направлении. Сложную смесь прямых, перпендикулярных им
волн и поверх кругов. Можно конечно и шариковой ручкой
это делать... но смысл в одновременном проведении параллельных
полос.
Теперь философская заключительная часть.
Расставьте свои камни, как вам душа велит. Очень хорошо
они смотрятся в центре окружностей. Камни должны быть
разного размера. Если у вас три камня - совершенно неизбежно
вы поставите их треугольником. Не тратьте время на другие
фигуры.:)
(лирическое отступление: я очень люблю писать
инструкции - даже самой себе:) и все мои инструкции оканчиваются
пунктом пятым - как-то так получается - что он все время
пятый:))
"Пункт пятый". Отбежать и любоваться! Если вам кажется
, что вы сверху смотрите на марсианский пейзаж - вы на
верном пути.