Надевая маску...

... Мудрец, имитируя природу воды, легко смешивается с народом. Это позволяет ему не только лучше, чем из любого другого положения, влиять на народ своим "деянием присутствия", но и сохранять в полной и невидимой безопасности то, чем он действительно отличается от других, и что составляет его единственное подлинное превосходство.

Рене Генон

глава вторая

шаманство


Маска - удивительная вещь. Ты надеваешь ее, когда хочешь быть кем-то другим. С давних времен люди делали маски - давая лица тем, кого не видели, но в чье существование верили.

Африканские церемониальные маски. Театральные маски древней греции и Японии. Маски венецианского карнавала.

Мы носим и невидимые маски - своего парня, милой девочки, души компании, саркастического и бывалого, всезнающего советчика, лихого прожигателя жизни, непримиримого борца за всеобщее благолепие..
Иногда маски намертво прирастают к лицу. Ты бы и рад быть другим - да маска взяла верх, уже она управляет тобой. Как заметить тот момент, когда ты еще можешь снять ее и надеть любую другую - или просто подставить миру обнаженное лицо?

В детстве я нашла вырезанный из газеты заголовок - "лицо и маска", отчего-то он так понравился мне - что я нарисовала рисунок - снимаемая трагическая маска с прорезанными глазами и опущенным ртом открывает настоящее лицо - с точно таким же выражением горюющих глаз и открытого в плаче рта.

В начале 20-го века художники в Европе открыли для себя мир африканской скульптуры и масок и были потрясены их неистовым примитивизмом.

Вся жизнь африканских племен пронизана уверенностью в существовании параллельного мира духов. Каждое дерево, животное, гора имеют своего духа - дружелюбного или враждебного. Полно кругом духов болезний и несчастий, умерших предков, продолжающих приглядывать за оставшимися, духов мужской или женской сущности, не всегда благоволящих противоположному полу.

Овеществляя их, африканец вырезает маску. Цельный кусок дерева становится чужим лицом. Иногда это высоченная маска крокодила или змеи - морда закрывает лицо , а туловище торчит вертикально вверх. Он тщательно раскрашивает маску, украшает бисером, пучками волос и травы.

Маска дает чувство защищенности. Африканские танцоры, нося маски и выступая против темных духов, были уверены, что в безопасности - дух не видит их лица - и не может им навредить.

Не каждый может делать маски. Не каждый может до них дотрагиваться. Более того - не каждый даже может их видеть. Маски используются в ритуалах, в которых участвуют только посвященные. Тайные сообщества на всех ступенях развития общества обожают носить маски.

Узоры на масках вырезаются и покрываюся краской, либо просто раписываются, либо выкладываются из бусин и ракушек.

Каждый орнамент означает нечто символическое. Зигзаг - тропу предков. сложный путь по-которому нужно пройти с достоинством, чтобы духи умерших предков были тобой довольны. Шахматный орнамент означает двойственность мира, противостояние добра и зла, невежества и знания, мужского и женского начала.

маска атакующего ястреба

Посмотрим еще?

А есть еще венецианские маски - необыкновенно красивые и вовсе не страшные.
Смотреть здесь

рисуем


Тебе понадобятся:
Белая бумага формата А4, можно альбомную или чертежную.
Тонкая бумага для эскиза.
Пара фломастеров выбранных цветов.

Будем рисовать маску духа. Чем мы хуже африканцев? Для начала придумаем, духа чего именно будем рисовать. Сядь тихонько и придумай - будет ли это дух чистого бегущего ручья? старого скрипучего дерева? забора , разделяющего тебя и соседа? утренней чашки кофе? дороги, уводящей тебя из дома? леопарда, которым ты когда-то был?

Если ты готов - можешь рисовать сразу на листе. Если хочешь попридумывать и переделывать - начни на тонком листе. Для начала нарисуй контур своей маски. Будет ли она повторять контуры лица человека? Или морды зверя? Будет ли она напоминать щит или круг? Будут ли у нее рога, выступы, луны над головой?

Наметь отверстия для глаз, нос и рот. А теперь начни придумывать узоры. Вся твоя маска должна быть расписана, сложно, необычно. Держи в голове образ того, дух чего ты хочешь изобразить.

Если ты рисуешь эскиз - карандашом наметь все узоры на одной половине, пусть они пересекаются, находят друг на друга. Позже ты можешь взять окончательный лист и на любом окне на улицу перевести на него сначала одну половину, потом симметрично ей другую. Просто положи плотный лист на эскиз и прислони к любому окну. Если дело вечером - то из темного коридора к стеклянной двери на кухню, где горит свет.

 

карандашный эскиз

Продолжаем.

Выбери себе два фломастера, по цвету наиболее подходящих к твоему духу:) Третьим цветом будет белый или черный. Начни раскрашивать одну половину маски. Везде , где не хватает двух цветов - оставляй белый лист или закрашивай черным. Лучше если вся маска будет покрыта цветом.

Теперь фокус! Разрисуй вторую половину - но меняя цвета местами. То, что было красным, - пусть станет лиловым и наоборот. Следи за первой половиной как ориентиром. Если ты перевел карандашный рисунок - постарайся, чтобы линии были тонкими и едва заметными.

Если хочешь, не рисуй эскиз, выбери сразу цвета фломастеров, набросай контуры маски и начни ее расписывать, переворачивая цвета на другой половине


Это маска духа огня

 


А это даже не знаю:)
предполагалось - летнего полдня...

 

Маски также можно рисовать маленькими, в размер открытки - и дарить кому-нибудь.

"А я тебе подарю маску духа твоих ключей - и ты не будешь их больше терять..."

смотрим на мир

 


Попробуй посмотреть на людей в возрасте.

Говорят, что после 30 каждый человек сам отвечает за то, какое у него лицо. Преобладающее настроение отливается в маску на лице, схватывается как бетон.

Посмотри, какие выражения отлились на человеческих лицах. Иногда светлые и спокойные. Иногда оживленные и приветливые. А какие чаще? Угрюмые? Раздраженные? Унылые?

Я видела пожилую женщину с совершенно юным лицом. с постоянной радостью и такими светлыми глазами, как будто они, не изменившись, достались ей от шестнадцатилетней девочки.

Это было лицо. Но чаще я видела брюзгивые утомленные маски. Понаблюдай за ними в магазинах, на остановках, в транспорте. И подумай - какое лицо ты бы хотел в зрелом возрасте..
.

 

фофан (for fun)

Африканская легенда о создании первой маски гласит, что одной женщине очень надоело, что ее маленькая дочь увязывалась несмотря на все запреты с нею за водой. И тогда женщина нарисовала страшное лицо на ведре для воды - и девочка, увидев качающуюся перед ней непонятную физиономию, от страха убежала домой.

Нарисуй маску на любом круглом предмете, которым пользуешься каждый день - на кружке, ведре для мусора, банке кофе. Можешь нарисовать сразу на поверхности несмываемыми маркерами или приклеить разрисованную бумагу. Пусть тебя встречает забавная физиономия - вовсе не страшная, а просто, чтобы было что-то забавное в рутине дня.


Пришли мне картинки с твоей маской. И напиши, что ты увидел, глядя на лица.
Fox

create@artifox.telekom.ru

 

<<<к оглавлению

artifox.telekom.ru©2002