Девочка... Просто девочка:)

история первая:

первый раз в музее

Когда-то я преподавала в маленькой детской студии при большом ДК. В одно из занятий отправились мы с малышней в музей изо искусств. Как выяснилось, все они собирались туда впервые...

В трамвае моих детишек сразу разобрали по коленкам. Стали задавать вопросы, кто они да почему. Мы- СТУДИЯ. Мы едем в МУЗЕЙ! Вон наша ЛИСА ПАТРИКЕЕВНА! Это во весь голос в двадцати вариантах на весь вагон. И двадцать лапок с пальцами в мою сторону.

Поскольку экскурсия была первая у них, сначала я долго голосом,полным таинственного ужаса, рассказывала им,что это за место, как им там выдадут тапочки, чтобы не портить старинные паркеты, как там много чудесных и драгоценных вещей и картин и как тихо там надо себя вести...

Маленький дворец очаровал их сразу, начиная с дверных ручек в форме львиных морд. Кованные решетки в сад, изразцовые камины, мраморные лестницы. И настоящие большие картины.

Перед одной из них мы как-то незаметно сгруппировались. Картина была дореволюционная, известного в наших краях художника. На большом полотне был изображен стол, накрытый белой скатертью, против серой стены, освещенной сверху утренним светом из высокого окна. На столе,видимо остатки завтрака, серебряная посуда, тарелки, яркие корки апельсина. Вдоль дальнего края на столе боком к нам с ногами сидит девочка, в полотняном белом платьице, с косичками по плечам. Ножки ее в чулках и ботиночках скрещены и в руках небрежно висит тряпичная мягкая кукла... Вся картина с этой большой серой стеной сзади, свежим пятном белого платья и яркими пятнами апельсина на переднем платье была очень импрессионисткой, момент жизни в незамучанных мазках краски...

Обняя тех, кто поближе, я начала тихим голосом расписывать им картину. Посмотрите, как смотрится белое платье против серой стены. Посмотрите , как оно отличается от белого цвета скатерти. Это утро, все еще свежо, завтрак еще не убран, вон серебро блестит, вот ярко оранжевеют корки апельсина. Эта девочка, как она сидит на столе, как вытянуты ее ножки, как спокойно она смотрит прямо на нас, как мягко свисает ее тряпичная кукла...

Я говорю так несколько минут, переводя их внимание то на то то на это... Пауза. Смотрю с умилением уже сама. И спрашиваю нежно: Хорошая девочка?

Дружный хор отвечает мне без секундного промедления:
ПЛОХАЯ!

Только представьте мое остолбенение.

Отчасти с ним совладав, спрашиваю наконец: Да отчего же плохая??

С готовностью докладывают:
-Стол не убран, все раскидано, вон тарелки после завтрака, вон апельсин недоеденный... А она! С ногами! На столе! еще и куклу туда положила!

Очень обстоятельно докладывают. Повторяя слово в слово мою, только что произнесенную, речь.

И вдруг до меня доходит! Эти дети НИКОГДА не видели картинки в бескорыстном существовании. Суть искусства просто никогда не возникала в их жизни. Все картинки, все изображения - это иллюстрации к чему-нибудь, чаще всего к какой-то морали. Все, что они смотрят и обсуждают со старшими на картинках - это сопровождение жизненных тезисов: помогать взрослым - хорошо, вон мальчик несет авоську из магазина! А это пограничник -он защищает родину, с ним его верный пес. Это ребята мастерят скворечники. А эта девочка делает утреннюю зарядку , она вырастет крепкой и здоровой...

Никто никогда не говорил им: а это цветы... просто цветы. А это девочка, просто так девочка...

Вот работы-то впереди...

Fox

Пишите мне, если в вашей жизни было что-то интересное, связанное с тем, как люди воспринимают искусство: create@artifox.telekom.ru



<<<к восприятию искусства

<<<к главной странице

 

artifox.telekom.ru©2002